Советы психолога

Советы сдающему экзамен

развернуть

Подготовка к экзаменам

Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать — пока не устал, пока свежая голова — с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься -  и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, — это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на диктофон, вы сближаете эти два состояния, и, таким образом, волнение во время экзамена может быть меньше. 

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между известным и незнакомым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) — в общем, научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять.

 Во время экзамена - знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

 

Педагог-психолог Касперович В.И.

свернуть

Роль родителей в преодолении предэкзаменационного стресса старшеклассников

развернуть

Уважаемые родители! «Здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» Эти слова принадлежат замечательному русскому педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. И они не утратили актуальности и сегодня, потому что именно здоровье выступает мерой качества жизни. А здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал нашей страны.  Вот почему так важно учить детей сохранять своё здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и миром. Говоря о здоровье, нельзя подразумевать лишь физический аспект.  Здоровье – это составляющее физического, социального и психического факторов.

Сегодня жизнь детей наполнена эмоциональной напряжённостью, которая в неблагоприятных, стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.

Одно из самых важных испытаний для любого человека – это экзамены. И эта серьёзная и ответственная пора у молодых людей вот-вот наступит. Кому-то из старшеклассников немного тревожно, а кому-то ужасно страшно, кто-то немного беспокоится, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить что-то элементарное. Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму? Как известно, ничего невозможного нет.

     В данном случае уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают её абсолютно все люди. Часто тревожность является даже полезной. Если человек начал волноваться, - это означает готовность организма активно действовать, и такие ощущения даже помогают отвечать на экзамене, выступать как можно лучше. Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы всё повторить, перед экзаменом – сплошная «каша» в голове, ничего не вспомнить. Но….стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг всё «всплывает», становится чётким и понятным. Однако здесь важен один маленький нюанс: в пустой голове ничего не всплывёт и не родится. К любому экзамену необходимо готовиться. И чем серьёзнее будет эта подготовка, тем меньше будет тревожность.

Большую роль в этот сложный период играет отношение самых близких для школьника людей – родителей. Даже простая поддержка, внимание к тревогам, заботам собственного ребёнка помогают значительно легче преодолеть стрессовую ситуацию. Родителям можно дать несколько общих советов по поводу того, как успешно подготовить своих детей к экзамену.

  • Ребятам необходимо придерживаться основного правила: «Не теряй времени зря». Перед началом подготовки к экзамену необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начать учить незнакомый, новый. В оставшееся время закрепить уже известное по билетам.
  • Использовать время, отведённое на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учить в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высока работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  • К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем ещё раз – утром.
  • Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций. Можно каждому изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.
  • При подготовке к разным экзаменам следует применять разные техники:

- если экзамен устный, лучше готовиться к нему с другом или с подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал;

- если экзамен письменный (диктант), можно использовать запись голоса на диктофон с последующим прослушиванием и написанием под диктовку.

     * Всегда, а во время экзамена особенно, необходимо заботиться о состоянии здоровья. В это время нужно хорошо питаться – пища должна быть полноценной и сбалансированной.

     * Не забывайте про прогулки и спортивные развлечения. И организуйте хороший отдых – сон вашему ребёнку просто необходим. Ни в коем случае не позволяйте засиживаться допоздна перед экзаменом.

Вот уже и выучен весь материал, ребёнок готов к «сражению», но опять нервное напряжение и тревога не дают ему возможности сосредоточиться. Важным резервом в стабилизации эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания.

Вспомните, как по-разному дышит человек в различных ситуациях: во время сна, тяжёлой работы или подъёма в гору, когда он разгневан или напуган, когда весел или загрустил. Нарушения дыхания зависят от внутреннего настроя человека, следовательно, упорядоченное дыхание должно оказывать обратное влияние на эмоциональное состояние.

Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена необходимо сделать  вдох и затем глубокий выдох ( в два раза длиннее вдоха). Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном.

Молодым людям полезно знать некоторые способы ситуативной саморегуляции во время воздействия стрессогенных факторов. К ним относятся самоубеждения, самоприказы, вызывающие спокойное состояние, самовнушение спокойствия и выдержки, например, «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «Я совершенно спокоен».

Уважаемые родители, помните, что первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить себя к успеху, удаче, сделать её привычной. А вам, родителям, вдвойне необходимо верить в удачу. «Хранить в своей памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству», - пишет Х.Линдеман, известный психолог, практикующий аутогенную тренировку.

Общее ощущение успеха, веры в силы и способности своего ребёнка, совмещённое с чёткой организацией режима дня, сбалансированным питанием, соблюдением простых рекомендаций по подготовке к экзаменам помогут не только преодолеть стрессовую ситуацию самому школьнику, но и справиться родителям с рядом серьёзных проблем.

Педагог-психолог Касперович В.И.

свернуть