Памятки в помощь

ПАМЯТКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРИЗНАКАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

развернуть

Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и т.п. сотруднику ОВД необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

1)       физические признаки:

–        боль при сидении, ходьбе;

–        порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

–        гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

–        жалобы на боль и зуд в области гениталий;

–        повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

–        инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

–        недержание мочи;

–        наличие инфекций, передающихся половым путем;

–        беременность;

2)       изменения в выражении сексуальности:

–        кажущиеся странными и необычными или несоответствующие возрасту знания о сексе;

–        необычная или несоответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

–        повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

–        склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

–        имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

–        соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

3)       изменения в эмоциональном состоянии и общении:

–        трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

–        внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

–        частая задумчивость, отстраненность;

–        постоянная депрессивность, грустное настроение;

–        нежелание принимать участие в подвижных играх;

–        непристойные выражения, несвойственные ребенку ранее;

–        чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

–        терроризирование младших детей и сверстников;

–        чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

–        возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

–        отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

–        жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

–        амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

–        рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

–        утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

–        равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

4)изменения личности и мотивации, социальные признаки:

–        прогулы занятий в учреждении образования;

–        внезапное  изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

–        неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

–        принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

–        неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

–        отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

5)изменения самосознания:

–        снижение самооценки;

–        отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

–        саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

–        суицидальные разговоры и попытки;

6)       невротические и психосоматические симптомы:

–        обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

–        сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

–        боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

–        головная боль, боли в области желудка и сердца;

–        навязчивые страхи;

–        расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

–        избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

–        серьезное отношение к услышанному;

–        спокойствие, выдержка;

–        успокаивания, подбадривания, поощрения;

–        сопереживание;

–        искренность, честность;

–        использование лексикона ребенка;

–        восприятие всех без исключения услышанных сведений;

–        незамедлительная и тщательная проверка предположений.

!Категорически не рекомендуется:

  • Давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
  • Советовать ребенку не обращать внимания на произошедшее.

Сетевые педофилы: как увидеть нападение хищника –

Интернет нужен педофилу в первую очередь для того, чтобы с меньшим риском подобрать себе жертву. Сюда входит все: и сбор информации о будущих жертвах, и собственно работа по их «завлечению в сети». Все делается удаленно, и нет риска «светить» свою физиономию – и даже вообще можно выдать себя за другого, «скажем, за… ребенка».

Именно так педофилы подбирают себе жертву в Сети – прикидываются сверстниками общающихся там детей. Вера детей и взрослых (тем более специалистов), что взрослый не знает и не освоит молодежную манеру общения, не в курсе, чем интересуются дети и что у них модно, выглядит по меньшей мере наивно. Тем более что и педофилы, как показывает статистика, отнюдь не бесталантны.

Итак, педофил представляется мальчиком или девочкой, при необходимости ставит в качестве «своего» фото, изображение какого-нибудь ребенка и начинает «завязывать дружбу». У ребенка чаще всего даже не возникает сомнения, что с ним общается не сверстник, а «пузатый дядя» – вот насколько хорошо входят в роль те, кто, по мнению некоторых, «вырос из возраста».

Педофил может предложить меняться по сети картинками с увлечениями, музыкальными файлами – то есть делать то, что делают дети  и подростки, и это укрепляет доверие ребенка. Под этим соусом он начинает «вбивать» нужные ему мысли – например, меньше слушаться осторожных советов родителей. А когда «виртуальная дружба» окрепнет, педофил назначает ребенку реальную встречу. Реже в публичном месте, чаще – у себя дома, где неконтролируемое поведение ребенка легче пресечь. На встрече, собственно, и происходит растление – или, если ребенок испугался того, что вместо одногодка там оказался дядя – изнасилование. Нередко педофилы снимают свои «сессии» на фото или видео и обмениваются кадрами с другими педофилами.

Подобрать себе жертву педофил может не только в детском чате или форуме. Ему вполне могут помочь абсолютно доступные Интернет –  сайты школ, детских кружков и прочих внешкольных организаций. Дело в том, что там имели (а кое –  где и до сих пор имеют) свойство размещать фотографии учащихся или кружковцев, расписание занятий по группам или классам и т.д.

В результате педофил может точно установить местонахождение ребенка и по фотографии даже оценить объект «охоты». Дальше, например, ребенка встречают у школы, обманывают какой-нибудь «легендой» и ведут в укромное место.

Симптомом развращения ребенка педофилом может быть резкое изменение его поведения – ребенок становится замкнутым, плаксивым, боязливым, начинает плохо спать по ночам. А также лишние деньги в объемах, которых у детей обычно не бывает – частые «подарки».

Впрочем, вместо купюр могут наличествовать новые игрушки, одежда (родителями или родными не покупавшаяся), гаджеты (электронные игры или даже мобильник).

Родителям стоит уделять внимание и на переписку посредством социальных сетей и мобильных приложений своих детей со знакомыми им друзьями и одноклассниками, походы к ним в гости. Ведь педофил может их ждать и там.

Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

РОДИТЕЛИ, важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети не должны стесняться громко звать на помощь, преступника это остановит. Призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих– либо домогательств.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого знают родители и не позже 23.00.

Родители всегда должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. Их несоблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Родителям надо обращать внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

 Преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.

 Дети охотнее идут на контакт (особенно с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.

 Нередко преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).

 Надо, чтобы дети рассказывали родителям обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это в тайне.

 Общаясь в социальных сетях Интернета, преступникикак правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.

 Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.

свернуть

Памятка для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть

Памятки для родителей

развернуть

Памятка

Как научить детей дружить

*Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество

*Любой ребенок может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

*Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции  его  отношения к вашему ребенку. Ведь самое важное в человеке-в его личностных качествах, в нем самом.

*Подавайте хороший пример детям собственным отношением к своим друзьям, учите детей ценить дружбу.

*Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не их недостатки.

*приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

*Помните, что дружба детства, которую вы будете поддерживать, возможно, станет опорой для вашего ребенка во взрослой жизни.

*Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы

*Учитесь быть своему ребенку другом

*Если ваш ребенок доверяет вам свои тайны, никогда никому их не выдавайте.

*Поддерживайте в своем ребенке желание делать для друзей что-то хорошее и приятное.

*Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Памятка

Как научить детей общаться с окружающими людьми

Счастье человека во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

*Важно объяснить как можно раньше ребенку, что личная внутренняя привязанность - это гораздо важнее, чем внешняя красота. Даже некрасивые люди  могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, ум, проявление доброты и хорошего отношения к другим людям, овладение каким – либо умением

*Как можно чаще разговаривайте  с детьми. Если они в таких беседах научатся выражать свои мысли  и чувства, обсуждать самые разнообразные  вопросы, для них  не составит труда  вести непринужденные  беседы с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения- обширная  и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным  и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

*Верьте в своих детей. Цените  их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

Памятка

Как правильно общаться с ребенком

*Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не переходить на личность.

*Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными  или непроизвольными они ни были.

*Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перейдет в его неприятие.

*Дайте понять ребенку, что вы его уважаете и любите. Не просто думаете об этом, а говорите ему и своим отношением показывайте это.

* Сохраняйте дружелюбный тон в общении с ним.

*Не бойтесь проявить к подростку чрезмерную любовь. Форма её выражения - предельная чуткость и бережность.

* Будьте наблюдательны, внимательны, но без назойливости, оскорбительной подозрительности.

*Умейте слушать и слышать то, о чем ребенок вам говорит. И не только. Может, ему нужна помощь, несмотря на то, что об этом он вам ничего не рассказывает. Проявляйте чуткость  по отношению к вашим детям.

*Не отвечайте на грубость грубостью, будьте выше этого.

* Позволяйте ребенку принимать самостоятельное решение. Иногда будет эффективнее для него учиться на своих ошибках.

* Вы и ваш ребенок - равноправные люди, обладающие  равными человеческими правами.

* Верьте в то, что ваш ребенок заслуживает доверия и отвечает за свои действия.

* Проявите мудрость и благородство к поступкам ваших детей.

*Помните! Дети, как сказал один мудрец, всегда правы, ибо им принадлежит будущее.

 

Памятка

Как взаимодействовать  с ребенком, проявляющим  агрессию

*Принимайте ребенка таким, каков он есть.

*Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои, а его желания и возможности.

*Расширяйте кругозор ребенка

*Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле

*Игнорируйте легкие проявления агрессии, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

*Бороться с агрессией нужно с помощью терпения (это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей). Путем объяснения (подскажите ребенку, чем интересным он может заняться), поощрения (если вы похвалите своего  воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание сделать все возможное, чтобы еще раз услышать эту похвалу).

 

Как быть, если ваш ребенок испытывает страхи 

*Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.

*Развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще уделяйте ему время и внимание.

*С пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх.

*Заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

 

Памятка

Как научить ребенка противостоять кличкам и дразнилкам

Если ребенок жалуется  на то, что его дразнят ребята, родителям следует поговорить  с ним о том, как можно и нужно реагировать на это.

Игнорировать, не обращать внимания. Это  сделать довольно сложно, но это эффективно. Нужно постараться не отзываться, пока к нему не обратятся по имени.

Отреагировать нестандартно. Тот, кто его обзывает, всегда ожидает получить определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем или посмеяться вместе над ним.

Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающемуся  сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь  меня обидеть?»

Не поддаваться на провокацию. Не бросаться на обидчиков с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».

Не позволять собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не сможет что-либо сделать, потому что он «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать то, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом». Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Отговориться. Детям 5-9 лет очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку – своеобразную защиту от словесного нападения. Звание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить «нападающего». Последнее слово в этом случае останется за пострадавшим.

Памятка

Добрые и полезные советы для детей

Обязанности человека делятся на 4 рода: перед самим собой, перед семьей, перед государством, перед другими людьми вообще.

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе, не делаешь ли ты зла, неудобства людям. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им добром за это.

  1. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Лодырь - это трутень, пожирающий мед  трудолюбивых пчел. Учение - твой первый труд. Идя в школу - ты идешь на работу.
  2. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй зла, уважай и почитай мать и отца: они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и доброй душой.
  3. Не будь равнодушным к злу. Борись против обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
  4. Люби людей, если хочешь, чтобы люди любили тебя.

 

Памятка

Советы родителям по бесконфликтному общению

1. Не срывайте на ребенке злость, не допускайте высказываний, которые могут унизить и оскорбить его.

2. Попытайтесь как можно реже использовать прямые указания и запреты. Помните, что слова «нет», «нельзя», «запрещаю» вызывают у ребенка желание сделать все наоборот!

3. Говорите ребенку правду о своих чувствах, которые испытываете по поводу его поведения, но делайте это без агрессии. Ваш ребенок должен знать,что его любят даже тогда, когда им недовольны.

4. Внимательно слушайте своего ребенка, считайтесь с его мнением- это ему поможет быть уверенным в себе.

5. Не требуйте от ребенка беспрекословного подчинения. Всегда оставляйте ему выбор, пусть сам решает, как ему поступить. Это поможет вашему ребенку стать самостоятельнее и брать  ответственность за свои поступки на себя.

6. Избегайте запугивания и угроз. Дети, выросшие в атмосфере страха, становятся замкнутыми, подозрительными, подозрительными, плохо себя контролируют и, как следствие, легко поддаются чужому влиянию.

7. Помните, что дети, которые подвергались физическим наказаниям, становятся впоследствии жестокими родителями.

свернуть